"Звезда с звездою говорит"

Видеоприветствие писателя Веры Владимировны Сытник (Китай, г. Янтай), адресованное участникам и организаторам Форума творческих союзов "Белая акация - 2018"

  2

Коротко о сказке и о современности

(тема заочного "мастер-класса для мастеров")

         В океане, называемом Литературой, сказка, как райский остров, попав на который чувствуешь другую реальность, – не подвластную законам привычного бытия и завораживающую своей атмосферой. Атмосферой, утверждающей безоглядную, безусловную веру в то, что существует иной, отличный от зримой действительности, мир, в котором есть место высшей справедливости. В котором многое происходит благодаря вмешательству волшебных сил, спешащих на помощь всем, кто готов принять поддержку. Здесь пропадает ощущение быстротечности жизни, ощущение бренности всего земного, то есть, того, что даётся нам от рождения и что крепко сидит в наших душах, напоминая об утраченном Рае.

        Не потому ли так живучи сказки, что в них отсутствует этот мотив?  Какой бы грустной сказка ни была по сюжету, она оптимистична по своей сути, тогда, как литература, частью которой она является, пронизана нитями грусти, пропитана слезами отчаяния и тоски. Начиная с древнейшего жанра поучений и заканчивая современной фантастикой, литература в присущих ей формах рассказывает о песочных часах времени, перемежая это с историями о поиске житейского смысла. Рассказывает, волнуясь и мучаясь своим волнением, а островок посреди океана стоял и стоит, впуская к себе всё новых и новых гостей, делясь с ними опытом многих поколений и указывая цели, к которым надо идти. Сей остров с радостью даёт приют и случайному человеку, и постоянному другу, наведывающемуся сюда с единственной мыслью – отдохнуть душой.

       Сказки жизнелюбивы. Они как явление, рождённое в глубинах народной души, впитали в себя всепобеждающий дух жанра «жития» и понесли этот дух сквозь века, бережно охраняя его с помощью персонажей, населяющими сказку.

         Всё течёт, всё изменяется. Испарившись, вода поднимается к небу, упавший с дерева лист сгнивает, день превращается в ночь, симпатии сменяются враждой, слёзы смехом. Не изменяется лишь суть понятий, раз и навсегда охарактеризованных сказками. В них любовь остаётся любовью, дружба – дружбой, а предательство – предательством. И сколько бы ни бушевал океан, посреди которого стоит, островком, сказка, сколько бы ни захлёстывали её волны страстей, под напором которых пал не один бастион нравственных ценностей, сколько бы ни разоряли своими набегами искатели приключений, она продолжает оставаться маяком, предупреждающим о непогоде в океане, к которому пришвартовываются и лёгонькие лодчонки, и огромные корабли. Передохнув, лодки и корабли возвращаются назад, храбро пробираясь через океан к родному берегу. И те из людей, кто оглядываются на остров, не в силах оторвать от него своего взгляда, недоумевают, почему висящий над островом воздух не смешивается с туманным маревом вокруг, а как прозрачное окно пропускает сквозь себя свет, идущий из его глубин…

        Сказка – это нить, которая связывает нас с далёким прошлым, глубоко спрятанным в веках. Проходя сквозь наши души, она вьёт волшебный хоровод, объединяя людей разной ментальности, родителей и детей, друзей и недругов. Сказки уводит нас в фантастический мир придуманных героев и предметов, предвосхищая технический прогресс и предупреждая о связанной с ним опасности. Сказки рассказывают о том, что было когда-то. Рассказывают с присущей для них символикой и аллегорией. С помощью сказок легко изучать историю и предугадывать будущее. Читая сказки, можно узнать характер народа, его нравственные ценности, его язык, его чаяния и мечты. Нет на земле человека, который не слышал или не прочитал хотя бы одну сказу!

        Мы связаны со сказками больше, чем себе представляем. Хотим этого или не хотим, но в каждом из нас живёт змей-Горыныч или баба-Яга, Снегурочка или Русалка, Емеля или Иван-Царевич, Кикимора или Леший, Василиса Прекрасная или Сестрица Алёнушка. Да и вся наша жизнь – сказка, которую мы придумываем по-своему "хотенью", выводя на роли главных героев либо богатырей и добрых молодцев, либо соловьёв-разбойников. Мы увлекаемся притчами царя Соломона или образом Данко, вампирами или добрыми волшебниками, увлекаемся – в зависимости от времени и от того, кто и когда читает нам сказки. Став взрослыми, мы забываем о сказках до той поры, пока у нас не появятся дети. Первое, что мы им расскажем, будет «Курочка-ряба» или «Колобок».

        Наши предки славяне, жившие сотни веков назад, дали начало образному осмыслению действительности, подарив нам мифы и легенды. Вслед за ними мы тоже сочиняем, придумываем свои сказки, наполняя их свойственными нашему времени проблемами и фантазиями, не задумываясь о том, что пишем историю. Историю для будущего.

        Русская современная литература имеет одну особенность по сравнению с советской литературой, уходящей в прошлое быстрее, чем это можно было представить в девяностые годы прошлого столетия, когда художественный метод социалистического реализма был отброшен в сторону как ненужный. Заключается эта особенность в том, что с развалом Союза (где издание книг являлось исключительным правом государственных издательств и, как следствие, существовал строгий отбор книг, достойных встречи с читателями) у нас появился Интернет, давший людям возможность выставлять авторские тексты на всеобщее обозрение, и появились частные мелкие издательства, к услугам которых может обратиться каждый желающий издать свою книгу.

        Два этих фактора привели к тому, что литература приобрела новую (дополнительно к книжной) виртуальную форму существования и множество новых книг разного качества и разного художественного уровня. В начале нового тысячелетия в литературу хлынул поток текстов столь же малохудожественных, сколько и малограмотных, что даёт основания говорить о наступлении эрзацкультуры, противостоять которой можно лишь опираясь на традиционные духовные ценности. И именно сказка, являясь носителем таких ценностей, выступает сейчас в качестве противовеса тому разрушению, которое мы наблюдаем в российской культуре.

       Когда-то Советский Союз был самой читающей страной в мире. Сейчас читают мало, зато много пишут. Пишут в разных жанрах, на разные темы, пишут, вдохновлённые возможностью издать свою книгу. Сочинительство стало основным средством творческого самовыражения граждан. А сказка – одним из любимейших жанров. Ни один литературный сайт (а их великое множество в Интернете!) не обходится без ежегодных конкурсов сказок, привлекающих огромное количество участников. К сказкам обращают своё внимание и опытные литераторы, и те, кто впервые обратился к слову. Сказки пишут взрослые и дети! Для детей и для взрослых!

         Мы переживаем сказочный бум, вызванный желанием читателей иметь тот островок надежды, островок мечты, которого бы не касались потрясения, подобные тем, которые перевернули нашу страну в девяностые годы прошлого века. В том хаосе, возможно, только сказка и уцелела. Уцелела благодаря заложенным в ней принципам добра и справедливости, при которых зло всегда побеждается светлыми силами, чего не случается в реальной жизни и что так хочется иметь хотя бы в сказке! Для многих сказка оказалась якорем, не позволившим оторваться от привычных духовных устоев и сгинуть, пропасть в жутком перестроечном водовороте.

       Читатели ждут сказок, в которых отражались бы приметы времени, приметы технического прогресса и воплощались бы наши представления о добре и зле. Только по причине своей морально-нравственной стабильности, только по причине устойчивости своего иммунитета ко всему злобному, агрессивному, сказка притягивает к себе всё новых и новых авторов. Являясь одним из самых древних жанров литературы, сказка остаётся вечно молодой в том смысле, что каждое поколение познаёт её заново – в рамках сложившегося мировоззрения, в рамках конкретных объективных условий. Все мы вышли из советских сказок, имевших фольклорную основу, но засиявшие всеми своими достоинствами лишь после того, как были обработаны мастерами слова – советскими писателями, сумевшими превратить устные тексты в образцы художественной и смысловой выразительности. Среди них – О. Капица, П. Бажов, М. Горький, А. Платонов, А. Толстой, Б. Привалов, С. Маршаки многие другие, кто внёс свой вклад вразвитие фольклорного жанра.

         Мы вышли из советской литературы, которая познакомила нас с классическими русскими и зарубежными сказками прошлых веков и показала связь литературы с устным народным творчеством. И если литература социалистического реализма постепенно забывается, то сказка остаётся с нами. Если книги эпохи строительства коммунизмавытесняются художественными произведениями новых направлений и жанров, в том числепришедших к нам из западной культуры (жанр хоррор, например), то русская сказка продолжает жить, оказавшись конкурентоспособной по отношению к произведениям, нацеленных на то, чтобы напугать читателей.

      За распадом страны последовал переход от социализма к капитализму, чтосопровождалось переломами в человеческом сознании и потерей духовных ориентиров.В этих условиях сказка оказалась востребованнойчитателями и писателями исключительно потому, что всегда нацелена на защиту добра, тяга к которому сохраняется в нашем обществе. Мне довелось несколько лет быть участником команды жюри на одном из литературных сайтов. Трудно подсчитать, сколько пришлось прочитать текстов, если случались конкурсы, в которых принимало участие около пятисот человек! И каждый автор представлял по три-четыре сказки. Судейский опыт позволяет утверждать: с появлением Интернета сочинение сказок приобрело массовый характер, что, с одной стороны, размывает жанр, так как в основном это тексты, не дотягивающие до литературной сказки, а с другой стороны, подпитывает новыми идеями, темами, образами.

          Да, большинство сказок носит подражательный характер. Да, большинство из них написано незатейливым языком, да они простодушны и наивны, но это не умаляет их значения. Вовлечённость большого количества людей в сочинение сказок – отрадное явление, ибо сохраняет связь с фольклором, гарантирует накопление творческого потенциала народа информирует литературную среду, которая непременно прорастёт новыми талантами.

Вера Сытник,   май 2018, Китай, г. Янтай

СЛОВО О СКАЗКАХ

162

          Что нового можно сказать о сказках? Сказки - это часть традиции воспитания. Для того, чтобы с пользой рассказывать сказки, такая традиция и такое воспитание должны быть. Ну, хотя бы ребенок до того, как научится читать самостоятельно, должен иметь возможность их слышать из многочисленных говорящих устройств, желательно по несколько часов в день. То есть - должна существовать традиция такого прослушивания.

           Сказки – это не просто сказания, это ещё и интонация. Создавая сказки, мы создаем новую интонацию, мы меняем речь, и, прежде всего, свою собственную, внутреннюю речь. Человек начинает по-иному видеть мир – всё становится необычным, обретает новый объём, зажигается новыми красками, начинает говорить незнакомыми голосами – обычное становится чем-то невероятным. Всё становится сказочным, наполняется смыслом, который раскрывается человеку не сразу и не всякому человеку.

             Сказки – это иной взгляд, из глубин души, это шёпот души, её попытки поговорить, разговорить самого человека. Так что сказки – это разговор с душой.

            Душа очень хочет поговорить с человеком, который всё время куда-то спешит. А она ему всё время нашёптывает: погоди, мир не такой уж простой, он устроен сложно, он многослойный, и каждый слой – это свой особенный мир, граничащий с предыдущим. Остановись, человек, не беги, вслушайся в окружающее пространство, вслушайся в него – в его негромкий лепет, бормотанье, шёпот, в его особенный голос – и тогда твой собственный голос станет богаче, и ты по-другому посмотришь на всё, что тебя окружает!

             Кроме того, нужны фильмы, мультфильмы, спектакли - всё это необходимо. Есть ли такое сегодня? Если и есть, то очень мало. Вообще, сказок катастрофически мало. Мало авторских сказок, потому что в сказке новое слово нужно, либо хорошо забытое "старое слово", скажем так - "старые сказки на новый лад".  А для этого приспособить к новым словам слова старинные, взятые из говоров - это сложно, написание длится медленно. "Ахиллес" - тоже сказка, там сделана попытка дать жизнь старым словам.

              А почему появились киносказки-то? Что это за название такое удалое и откуда оно взялось?  Сейчас расскажу, как было.

             Было так: обратились ко мне люди искусства глубокого и высокого, мол, хотим снять сказки, да не простые сказки, а настоящие русские, чтоб там и Князь был, и Княжна, и Злой Дух, да и Кощей Бессмертный со всей своей нечестью. И чтоб добро победило зло, и чтоб по усам текло во время свадьбы да в рот не попало. Сможешь?

              Ну, отчего не смочь-то? Смогу. Вот и написал я две сказки. Русские – и чтоб Князь, и Княжна, и Кощей Бессмертный и вся нечисть его, и чтоб по усам текло.

              Написать-то я написал, да только будет ли снято кино – о том, друзья мои, ещё вилами по воде не один раз писано.

163 159

          А если ты, как взрослый человек, не навязываешь детям древние традиции в виде сказок, то их место занимают другие - нетрадиционные, порой общественно опасные "мифы". Если маленький человек с раннего детства не погружен в Сказку, то позднее он погружается в ужас окружающей жизни, и у него от нее нет защиты. Понимают ли это взрослые? Не думаю, что они в теме.

Александр Покровский,  октябрь, 2018 г., Россия, Санкт-Петербург.

 

P.S.   Из послесловия Е. Полумисковой к книге А. Покровского "Сказки и истории" (2018)

         "Некоторые взрослые, люди вполне серьёзные, возможно, скептически улыбнутся - это же для маленьких детей, а нам-то что! Но разве вы, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, сами никогда не были детьми и не просили перед сном своих родителей рассказать сказку?

        ...Почему современный автор известных повестей и рассказов о море, об атомном подводном флоте и военных моряках, вдруг заговорил языком сказочника?

        А ведь это самый трудный и самый прекрасный язык в литературе - образный, многогранный, цепляющий за живое, задевающий внутренние, самые потаённые струны души. Человек, понимающий язык сказки, словно прикасается к волшебному источнику и прозревает, начинает по-иному общаться с окружающими,  слышать и чувствовать то, о чём раньше и не подозревал. И это окрыляет, даёт силы, поднимает над всеми бедами и невзгодами. Сказка проста и мудра. Её герои разговаривают с ребёнком на понятном ему языке, а со взрослым - на таком уровне, что и возразить бывает нечего. Ведь в сказке абсолютно всё - выдумка, и это всё в то же время - абсолютная правда. Как такое может быть, удивитесь вы? Очень даже может...

        А разве маленькие могут быть волшебниками? Ну, конечно... И магия их заключается не в том, чтобы передвигать с места на место горы и обращать реки вспять, а совсем в другом. В способности побуждать взрослых творить добро. Но только в то время, пока они, эти волшебники - обыкновенные дети, не могут творить добро сами. Они должны сначала научиться этому.

       Ведь каждый из нас приходит в мир со своим неповторимым запасом волшебства, которое до поры неприкосновенно и словно заключено в чистых кристалликах нашей души. Совсем как маленький Айсберг, который следуя своему предназначению, однажды оторвётся от родной ледяной горы и самостоятельно отправится странствовать в океане жизни. И только так, растворяясь в этом огромном мире и соединяясь с ним, мы отдаём самих себя, свои силы, своё волшебство, чтобы сделать планету лучше, добрее, совершеннее. И никогда не возвращаемся в первоначальное состояние замёрзшего льда. Потому что солнце уже растопило этот лёд и высвободило огромную энергию, чтобы кому-то помочь, пусть даже на другой стороне земного шара, в прошлом или в будущем – по непререкаемому вечному закону Вселенной".