"Звезда с звездою говорит"

Видеоприветствие писателя Веры Владимировны Сытник (Китай, г. Янтай), адресованное участникам и организаторам Форума творческих союзов "Белая акация - 2018"

  2

Коротко о сказке и о современности (тема заочного "мастер-класса для мастеров")

В океане, называемом Литературой, сказка, как райский остров, попав на который чувствуешь другую реальность, – не подвластную законам привычного бытия и завораживающую своей атмосферой. Атмосферой, утверждающей безоглядную, безусловную веру в то, что существует иной, отличный от зримой действительности, мир, в котором есть место высшей справедливости. В котором многое происходит благодаря вмешательству волшебных сил, спешащих на помощь всем, кто готов принять поддержку. Здесь пропадает ощущение быстротечности жизни, ощущение бренности всего земного, то есть, того, что даётся нам от рождения и что крепко сидит в наших душах, напоминая об утраченном Рае.

Не потому ли так живучи сказки, что в них отсутствует этот мотив?  Какой бы грустной сказка ни была по сюжету, она оптимистична по своей сути, тогда, как литература, частью которой она является, пронизана нитями грусти, пропитана слезами отчаяния и тоски. Начиная с древнейшего жанра поучений и заканчивая современной фантастикой, литература в присущих ей формах рассказывает о песочных часах времени, перемежая это с историями о поиске житейского смысла. Рассказывает, волнуясь и мучаясь своим волнением, а островок посреди океана стоял и стоит, впуская к себе всё новых и новых гостей, делясь с ними опытом многих поколений и указывая цели, к которым надо идти. Сей остров с радостью даёт приют и случайному человеку, и постоянному другу, наведывающемуся сюда с единственной мыслью – отдохнуть душой.

Сказки жизнелюбивы. Они как явление, рождённое в глубинах народной души, впитали в себя всепобеждающий дух жанра «жития» и понесли этот дух сквозь века, бережно охраняя его с помощью персонажей, населяющими сказку.

Всё течёт, всё изменяется. Испарившись, вода поднимается к небу, упавший с дерева лист сгнивает, день превращается в ночь, симпатии сменяются враждой, слёзы смехом. Не изменяется лишь суть понятий, раз и навсегда охарактеризованных сказками. В них любовь остаётся любовью, дружба – дружбой, а предательство – предательством. И сколько бы ни бушевал океан, посреди которого стоит, островком, сказка, сколько бы ни захлёстывали её волны страстей, под напором которых пал не один бастион нравственных ценностей, сколько бы ни разоряли своими набегами искатели приключений, она продолжает оставаться маяком, предупреждающим о непогоде в океане, к которому пришвартовываются и лёгонькие лодчонки, и огромные корабли. Передохнув, лодки и корабли возвращаются назад, храбро пробираясь через океан к родному берегу. И те из людей, кто оглядываются на остров, не в силах оторвать от него своего взгляда, недоумевают, почему висящий над островом воздух не смешивается с туманным маревом вокруг, а как прозрачное окно пропускает сквозь себя свет, идущий из его глубин…

Сказка – это нить, которая связывает нас с далёким прошлым, глубоко спрятанным в веках. Проходя сквозь наши души, она вьёт волшебный хоровод, объединяя людей разной ментальности, родителей и детей, друзей и недругов. Сказки уводит нас в фантастический мир придуманных героев и предметов, предвосхищая технический прогресс и предупреждая о связанной с ним опасности. Сказки рассказывают о том, что было когда-то. Рассказывают с присущей для них символикой и аллегорией. С помощью сказок легко изучать историю и предугадывать будущее. Читая сказки, можно узнать характер народа, его нравственные ценности, его язык, его чаяния и мечты. Нет на земле человека, который не слышал или не прочитал хотя бы одну сказу!

Мы связаны со сказками больше, чем себе представляем. Хотим этого или не хотим, но в каждом из нас живёт змей-Горыныч или баба-Яга, Снегурочка или Русалка, Емеля или Иван-Царевич, Кикимора или Леший, Василиса Прекрасная или Сестрица Алёнушка. Да и вся наша жизнь – сказка, которую мы придумываем по-своему "хотенью", выводя на роли главных героев либо богатырей и добрых молодцев, либо соловьёв-разбойников. Мы увлекаемся притчами царя Соломона или образом Данко, вампирами или добрыми волшебниками, увлекаемся – в зависимости от времени и от того, кто и когда читает нам сказки. Став взрослыми, мы забываем о сказках до той поры, пока у нас не появятся дети. Первое, что мы им расскажем, будет «Курочка-ряба» или «Колобок».

Наши предки славяне, жившие сотни веков назад, дали начало образному осмыслению действительности, подарив нам мифы и легенды. Вслед за ними мы тоже сочиняем, придумываем свои сказки, наполняя их свойственными нашему времени проблемами и фантазиями, не задумываясь о том, что пишем историю. Историю для будущего.

Русская современная литература имеет одну особенность по сравнению с советской литературой, уходящей в прошлое быстрее, чем это можно было представить в девяностые годы прошлого столетия, когда художественный метод социалистического реализма был отброшен в сторону как ненужный. Заключается эта особенность в том, что с развалом Союза (где издание книг являлось исключительным правом государственных издательств и, как следствие, существовал строгий отбор книг, достойных встречи с читателями) у нас появился Интернет, давший людям возможность выставлять авторские тексты на всеобщее обозрение, и появились частные мелкие издательства, к услугам которых может обратиться каждый желающий издать свою книгу.

Два этих фактора привели к тому, что литература приобрела новую (дополнительно к книжной) виртуальную форму существования и множество новых книг разного качества и разного художественного уровня. В начале нового тысячелетия в литературу хлынул поток текстов столь же малохудожественных, сколько и малограмотных, что даёт основания говорить о наступлении эрзацкультуры, противостоять которой можно лишь опираясь на традиционные духовные ценности. И именно сказка, являясь носителем таких ценностей, выступает сейчас в качестве противовеса тому разрушению, которое мы наблюдаем в российской культуре.

Когда-то Советский Союз был самой читающей страной в мире. Сейчас читают мало, зато много пишут. Пишут в разных жанрах, на разные темы, пишут, вдохновлённые возможностью издать свою книгу. Сочинительство стало основным средством творческого самовыражения граждан. А сказка – одним из любимейших жанров. Ни один литературный сайт (а их великое множество в Интернете!) не обходится без ежегодных конкурсов сказок, привлекающих огромное количество участников. К сказкам обращают своё внимание и опытные литераторы, и те, кто впервые обратился к слову. Сказки пишут взрослые и дети! Для детей и для взрослых!

Мы переживаем сказочный бум, вызванный желанием читателей иметь тот островок надежды, островок мечты, которого бы не касались потрясения, подобные тем, которые перевернули нашу страну в девяностые годы прошлого века. В том хаосе, возможно, только сказка и уцелела. Уцелела благодаря заложенным в ней принципам добра и справедливости, при которых зло всегда побеждается светлыми силами, чего не случается в реальной жизни и что так хочется иметь хотя бы в сказке! Для многих сказка оказалась якорем, не позволившим оторваться от привычных духовных устоев и сгинуть, пропасть в жутком перестроечном водовороте.

Читатели ждут сказок, в которых отражались бы приметы времени, приметы технического прогресса и воплощались бы наши представления о добре и зле. Только по причине своей морально-нравственной стабильности, только по причине устойчивости своего иммунитета ко всему злобному, агрессивному, сказка притягивает к себе всё новых и новых авторов. Являясь одним из самых древних жанров литературы, сказка остаётся вечно молодой в том смысле, что каждое поколение познаёт её заново – в рамках сложившегося мировоззрения, в рамках конкретных объективных условий. Все мы вышли из советских сказок, имевших фольклорную основу, но засиявшие всеми своими достоинствами лишь после того, как были обработаны мастерами слова – советскими писателями, сумевшими превратить устные тексты в образцы художественной и смысловой выразительности. Среди них – О. Капица, П. Бажов, М. Горький, А. Платонов, А. Толстой, Б. Привалов, С. Маршаки многие другие, кто внёс свой вклад вразвитие фольклорного жанра.

Мы вышли из советской литературы, которая познакомила нас с классическими русскими и зарубежными сказками прошлых веков и показала связь литературы с устным народным творчеством. И если литература социалистического реализма постепенно забывается, то сказка остаётся с нами. Если книги эпохи строительства коммунизмавытесняются художественными произведениями новых направлений и жанров, в том числепришедших к нам из западной культуры (жанр хоррор, например), то русская сказка продолжает жить, оказавшись конкурентоспособной по отношению к произведениям, нацеленных на то, чтобы напугать читателей.

За распадом страны последовал переход от социализма к капитализму, чтосопровождалось переломами в человеческом сознании и потерей духовных ориентиров.В этих условиях сказка оказалась востребованнойчитателями и писателями исключительно потому, что всегда нацелена на защиту добра, тяга к которому сохраняется в нашем обществе. Мне довелось несколько лет быть участником команды жюри на одном из литературных сайтов. Трудно подсчитать, сколько пришлось прочитать текстов, если случались конкурсы, в которых принимало участие около пятисот человек! И каждый автор представлял по три-четыре сказки. Судейский опыт позволяет утверждать: с появлением Интернета сочинение сказок приобрело массовый характер, что, с одной стороны, размывает жанр, так как в основном это тексты, не дотягивающие до литературной сказки, а с другой стороны, подпитывает новыми идеями, темами, образами.

Да, большинство сказок носит подражательный характер. Да, большинство из них написано незатейливым языком, да они простодушны и наивны, но это не умаляет их значения. Вовлечённость большого количества людей в сочинение сказок – отрадное явление, ибо сохраняет связь с фольклором, гарантирует накопление творческого потенциала народа информирует литературную среду, которая непременно прорастёт новыми талантами.

 

Вера Сытник,

Май 2018, Китай, г. Янтай