Николай Прокудин

Николай Прокудин

Вместо биографии                                     

           Писателями становятся по-разному, каждый из нас по-своему приходит в этот «цех», главное усидчивость, терпение и трудолюбие. Написал букву, потом слово, слова сложил в предложение, далее страница, из страниц глава, из глав повесть, роман… Ну и если к этим качествам прилагается еще и талант – успех обеспечен! И как говорится, если не можешь не писать – пиши, а если не умеешь  – лучше не пиши. Не сумев совладать с желанием написать рассказ о событиях, в которых участвовал, я потихоньку начал свою литературную деятельность. Хотел сочинить рассказ, а вышла из-под пера целая эпопея. Однажды, когда мною уже были настрочены несколько книг, после презентации романа «Гусарские страсти», дочка первоклассница Юля заявила: «Папа, ты пишешь всякую ерунду! Война, война, одна война! Мне у тебя почитать нечего. Сам читай про свою войну. Вот сочини детскую книгу, тогда я поверю, что ты настоящий писатель…  Литература для детей – это совсем иной мир! Писать для детей гораздо тяжелее, чем для взрослых, это взрослые читают всякую ерунду типа многотомных серий уже набивших оскомину дешевых книжек такого же дешевого содержания. Своеобразное вторсырьё. А вот дети плохие книги не читают, дети преимущественно читают только интересные и хорошие! Как  же было тяжело, имея опыт лишь в серьезной и взрослой литературе написать книгу для маленькой дочки. Постепенно придумал сюжет и героев:  робота, сделанного в домашних условиях, девочку, оставшуюся одну (родители потерялись и живут где-то на острове в океане). Мои герои попадают на корабль где обитают говорящий кот Василиск, так же на нем говорящие попугай Гогель и крыс Амадеус, придумал приведение, типа домового – Севу-корабельного, и еще несколько второстепенных героев. И этот корабль поплыл в кругосветное путешествие. Вначале думал девочку назвать Олей, а потом поразмыслил: книгу заставила писать дочка Юля, какая еще Оля? Тем более, что Юляшка-потеряшка звучит лучше чем Оляшка-потеряшка. Поменял имя девочке с Оли на Юлю. Дети, которые прочитали «Кругосветное путешествие Юляшки-потеряшки», потребовали продолжения...

 

                Николай Николаевич Прокудин -  родился 7 августа 1961 году в г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области.  Окончил Свердловское ВВПТАУ в 1984 году. Ветеран войны в Афганистане (180 МСП), награжден двумя орденами «Красная звезда», медалями.  Майор запаса. Участник антитеррористических операций в регионе Индийского океана по борьбе с сомалийскими пиратами (2011- 2016 г.г.) сопроводил 33 торговых судна. Путешественник:  побывал 14 странах региона, прошел на судах в общей сложности 125 тысяч морских миль. Прозаик, детский писатель. Автор 15 книг. Проживает в г. Сертолово Ленинградской области. Член Союза писателей Санкт-Петербурга, председатель секции военно-патриотической, приключенческой и детективной литературы, председатель комиссии по военной литературе Союза российских писателей.  Лауреат литературной премии им. Н. Гоголя (2004) в номинации «Тарас Бульба» за трилогию «Постарайся вернуться живым…», лауреат регионального конкурса «Спасибо тебе, солдат», лауреат благотворительного движения «Золотой пеликан» (2008), Первого Международного литературного фестиваля «Козьмы Пруткова» (2013), дипломант конкурса имени А.К. Толстого (2013). Активный общественный деятель и правозащитник, сотрудничал в качестве журналиста и обозревателя в оппозиционной прессе (газета «Сертолово и окрестности») и др. Блогер на сайтах ARTof WAR. Ru и Окопка. ru. Проводит большую  просветительскую работу с детьми и молодежью – ежегодно организовывает литературные мероприятия и проекты, выступает по 250-300 раз в школах и библиотеках страны.

Аннотации к книгам

Роман-трилогия о войне в Афганистане "Вернуться живым" прежде издавалась отдельными томами - это одна из лучших книг, написанных о войне, и вошла в 100 книг для библиотек МО РФ в 2010 году (под названием "Район десантирования").

  3

Книга выдержали четыре издания. Пятое издание «Издательство Сидорович» - подарочное издание. Трилогия удостоена премии им. Н.В. Гоголя за 2004 г. Литературного Фестиваля «Невский Проспект» и премии «Спасибо тебе солдат». Эта трилогия об Афганской войне, такой, какая она была на самом деле. Все события показаны через призму восприятия пехотного лейтенанта Никифора Ростовцева. Смерть, кровь, грязь, жара, морозы и бесконечная череда боевых действий. Но главное - это люди, их героизм и трусость, самоотверженность и эгоизм. Боевой опыт, приобретенный ценой пролитой крови, бесценен. Потому что история человечества - это история войн. Нельзя исключать, что опыт лейтенанта Ростовцева поможет когда-нибудь и тому, кто прочитает эти книги - хотя дай нам Бог мирного неба над головой.  «…Вчерашний бой я видел снова и снова, как в кино. Убитые наши, подстреленные душманы, раненый офицер, кровь, пули, взрывы, едкий страх перед надвигающейся со всех сторон смертью, четыре часа непрерывной перестрелки. Война перестала быть прогулкой, альпинизмом, туризмом, приключением, она стала жестокой реальностью...»

 

Роман "Гусарские страсти" 

Gusarskiestrasti

Это остросюжетная книга о службе офицеров и быте их семей в Богом забытом провинциальном гарнизоне, затерянном  в песках Туркестана в период войны в Афганистане. Городок расположен на задворках Советской империи: беспросветная тоска, множество бытовых проблем, сложные межнациональные взаимоотношения, служебный тупик для младших офицеров, полное отсутствие дальнейших перспектив. Жизнь офицеров - это и комедия, вплоть до фарса, и драмы, вплоть до шекспировских страстей. Гибель одного их героев –  русская «вендетта». Всего понемножку. Но все это было... О чем повествование? О том, чего нужно стыдиться, и о том, чем можно гордиться, - и с какой стороны посмотреть. Какова главная мысль - не все золото, что блестит, а среди разгильдяев встречается немало надежных и порядочных ребят. Финал книги эпизод войны в Афганистане. Роман о Советской армии и людях, служащих в армии,   на страницах которого вы встретите много армейского юмора.

Остросюжетная военная проза. Дилогия «Прощай Германия»   ("Мятежный капитан" и «Ссылка в Германию»)

   4

В первом романе описываются бурные события периода конца 80-х годов: окончание войны в Афганистане, "демократизация", "гласность", первые выборы в парламент, трудная экономическая ситуация, череда межнациональных конфликтов, трудный армейский быт Советской армии, сложные взаимоотношения в армейской среде. Несмотря на описываемую сложную общественно-политическую и экономическую ситуацию в стране, книга полна оптимизма и юмора. Второй роман, описывает события вывода войск Западной группы войск (ЗГВ) из объединенной Германии в начале 90-х годов XX века. В романе описывается боевая учеба, рутина военной службы, а так же разросшаяся в новых экономических условиях преступность: коррупция, воровство, дезертирство.  Наш герой с интересом наблюдает начинающуюся новую жизнь в бывшей ГДР, участвует в защите Белого дома во время событий Путча ГКЧП 1991 года, становится очевидцем распада Советского Союза. Вновь с капитаном Громобоевым случается многочисленные происшествия  и приключения, книга полна юмора и оптимизма.

Остросюжетная фантастическая трилогия "Приключения полковника Строганова" (названия трех книг: "Остров амазонок", "Пиратские войны", "Сокровища Флибустьеров").

  5    Copy

В первой части наш герой Сергей Строганов в результате природного катаклизма, гигантской цунами, очутился в прошлом, да не каком-нибудь близком времени, а в 1789 году. Там он стал одним из организаторов мятежа на шхуне «Баунти», вел борьбу со свирепыми и кровожадными каннибалами, попытался создать цивилизацию на Тихоокеанском острове амазонок, спасал от расправы последних оставшихся в живых участников экспедиции командора Лаперуза… Продолжение  трилогии «Пиратские войны», написано не менее увлекательно: остров с сокровищами пиратов, и живущий «Робинзон» на этом клочке земли. Плаванье на корвете, морские сражения, битвы с шайками пиратов, нежданно настигнувшая любовь… В третьей части рассказывается о новых приключениях полковника Строганова и его друзей: возвращение на Родину, встреча со снежным человеком, обретение новых товарищей, повторный провал во времени, морские сражения,  поиск пиратского клада капитана Келли на затерянном острове в бескрайних просторах Тихого океана. Роман будет интересен разным возрастным категориям, как мужчинам, так и женщинам.

Две сказки "Кругосветное путешествие Юляшки-Потеряшки".

    2

Эти книги о приключениях маленькой девочки Юляшки-Потеряшки. Вначале нашей истории маленькая Юля знакомится с чудо-изобретением и  путешественником – роботом Мерцалкиным, электронный мозг которого помещен в старый телевизор. Девочка и робот  отправляются в путешествие на поиски пропавших Юлиных родителей. Друзья проникают на корабль «Жемчужина», где знакомятся с хитрым котом Василиском, попугаем Гогелем, мудрым крысом Амадеусом. Все животные говорят и думают, благодаря дару обретенному после  катастрофы в  Бермудском треугольнике. Этим судном управляет капитан Шромм и небольшой дружный экипаж. Вскоре на корабле появляется нежить – корабельный Сева Рябоконь. Корабельный – это нечистая сила, привидение которое обитает на корабле. Однажды Потеряшку и её друзей похищают настоящие пираты, чтобы продать говорящих животных в цирк. Первая книга завершается  освобождением из плена храброй Юлечки и всех ее друзей. А что же было дальше? А дальше морские приключения полные  опасностей. Гаити, Бразилия, участие в чемпионате мира по футболу среди экипажей кораблей, остров Пасхи, акулы, "Летучий голландец", туземцы...Итак, читайте и вы узнаете, чем закончилась эта необыкновенная история, полная опасностей и приключений, захватывающих и невероятных.

 Права на все книги в настоящее время принадлежат мне (Николай Прокудин)

 

Джентльмены остались без удачи   -      Петербургский офицер рассказал, как удалось победить сомалийских пиратов

Какие они — пираты XXI века? Нищие, смелые и почти исчезнувшие. Сомалийцы держали в страхе Аденский залив более пяти лет. Петербуржец Николай Прокудин — один из тех, кто охраняет моряков от налетчиков. С автоматом он сопровождает торговые суда в опасном районе. О встречах с настоящими пиратами, штормах и перестрелках Николай рассказал «МК» в Питере».

 

 

Писатель с автоматом

До пиратской эпопеи петербуржец Николай Прокудин успел отличиться в Афгане и в литературе. Кадровый военный два года (с 1985 по 1987-й) он провел на афганской войне. Был замполитом роты и батальона. Участвовал в 42 боевых операциях. Получил два ордена «Красной Звезды» и несколькими медали.

- Всегда был исключительно сухопутным, - смеется он, - Только один раз, когда наши войска выводили из Германии, довелось поплавать на пароме – эшелоны с боеприпасами вывозили морем.

Выйдя на пенсию в 1998-м, Прокудин стал писать книги – благо сюжетов у него накопилось хоть отбавляй – и про Афган, и про Германию. Потом еще и для детей начал писать.

- А в 2008-м один бывший ветеран-афганец предложил мне новую работу - охранять суда от пиратов. Те, как раз начали свирепствовать – нападать на танкеры, балкеры, рыболовецкие суда. За год пираты захватывали по 40-50 судов, - рассказывает Прокудин, - Попался им и наш буксир «Свитцер Корсаков». Его тогда выкупили за 700 тысяч долларов. Это еще дешево - пираты по началу «не много» просили. Потом подняли цены до 10-12 миллионов долларов. И в плен брали суда все крупнее и крупнее. Для защиты от сомалийцев была сформирована международная миссия, в которую входили военные корабли НАТО, Индии, России, Китая других государств. Они сопровождали караваны гражданских судов. Но за сутки через Баб-эль-Мандебский пролив (между Красным морем и Аденским заливом – ред.) проходит до 200 судов. К каждому охрану не приставишь. Конвои не справлялись – пираты все равно нападали. И потому капитаны стали нанимать охрану – обычно группа секьюрити 2-3 человека. Вот таким охранником мне и предложили поработать. И я согласился.

 

Месть за вождя племени

- Первый рейс у меня был в 2011 году. С тех пор я прошел уже 130 тысяч морских миль – это как 6 раз вокруг света, - подсчитал Прокудин.

Лодки с пиратами встречались ему практически в каждом плавании, налётчики обычно  маскируются под рыбаков. Иногда лодки типа «скиф» появляются на горизонте за сутки не по одному разу. Но в бой с ними, к счастью, вступать не доводилось. Чаще всего одного присутствия  вооруженной охраны – нескольких предупредительных выстрелов достаточно, чтобы «джентльмены удачи» развернули свои лодки. 

- Когда это все только начиналось та же международный центр по борьбе с пиратством выпустил рекомендации – мол, не советуем брать на борт частную охрану, а если уж берете, то без оружия. Но это же смешно. Кому нужна такая охрана? – рассуждает Николай, - Был такой случай – греческий танкер захватили. На нем действительно был безоружный офицер охраны, его вместе со всем экипажем в плен и взяли – в трюме закрыли. У обычных судов, конечно, имелись свои средства защиты: по борту пускали колючую проволоку, провода под напряжением, водометы-бранспойты. А еще рекомендовали  кидать болты-гайки по лодкам захватчиков. Но это мало помогало от пиратов с автоматами и гранатометами. Поэтому с 2010-го судоходные компании и стали брать охрану. Сразу оговорюсь – оружие я с собой не вожу. Его выдают уже на борту - это забота охранной фирмы. Задача секьюрити – нести вахту в опасных местах и при необходимости стрелять. Но опять же капитан решает – дать команду на открытие огня: дать предупредительный выстрел или вести огонь на поражение. Как-то немецкие охранники начали реальную перестрелку, вели огонь по лодке сомалийцев и убили главаря – вождя племени. Пираты очень разозлились. Силы были не равны. У охраны винтовки «Бенелли» - не очень дальнобойные. А нападавшие все с «Калашниковыми» и РПГ. И пираты просто обстреливали судно с безопасного расстояния. Целый день, пока у них патроны не кончились. Тогда был убит один из охранников и серьезно ранен второй.

 

Голодный рейс

В основном Николай Прокудин сопровождал российские суда. Но доводилось походить и на иностранных.

- Никогда не забуду китайцев. Самый голодный был рейс. Вся эта китайская кухня, которую мы пробуем в наших ресторанах, она для туристов-иностранцев — китайцы такое не едят, - узнал Николай, - Весь рейс экипаж питался обычным рисом – на завтрак, обед и ужин. И они были очень счастливы. Наш старший в группе охраны – англичанин, ругался с капитаном, просил нормальной еды. А тот в ответ: «Что вам не нравится? Смотрите как много риса». Ночью у них было доппитание. Я думал, что-то вкусное, наконец. А они «доширак» начали варить. Капитан звал: «Николай, давай с нами». Нет уж, спасибо. А китайские моряки радовались и уплетали за обе щеки.

Чаще всего путешествия Николая длились по две недели. Миновав опасный участок, суда высаживали охрану на берег или передавали с борта на борт.

- Довелось, например,  в шторм перебираться с катера на наш краболов. Высота волн два-три метра. Оба судна маленькие – болтает. Сошлись бортами. Кое-как перепрыгнули с палубы на палубу. Спрашиваем у экипажа – а вы сами-то как, так же каждый раз прыгаете. Они говорят: «Нет, у нас есть кран и корзина. Мы в этой корзине пересаживаемся». «А чего ж вы нас так». «Вы ж спецназ. Мы посмотреть хотели». Сейчас смешно, а мой товарищу тогда колени разбил в кровь, - вспоминает Николай, - Зато когда удавалось уйти в долгий рейс, то там хорошо – вахту отстоял и отдыхай. Когда сопровождал через океан  наш плавучий  экскаватор  – мы в Индийском океане остановились и купались. Плывешь, а под тобой 5,5 километров воды! В голову пришла мысль – тонуть целый час. Но главное в походе было, что можно закрыться в каюте и в тишине работать – писать книги никто не мешал. Не то, что дома, где жена, дети, какие-то встречи, выступления. Я вот уже месяц как вернулся из последнего плавания и еще ни строчки не написал. Дела семейные, общественная суета…

 

Спецназ опаснее «корсаров»

В 2008-2012 годах сомалийцы нападали на суда каждый день: в среднем из 10 попыток захвата одна была удачной. Как только судовладельцы начали платить выкупы за освобождение экипажей и суда – пиратство превратилось в выгодный бизнес. В государстве, где около 30 лет идет гражданская война, это была редкая возможность заработать – сорвать куш и сразу купить себе дом, машину, жену. В пираты шла молодежь с 16-18 лет. Учитывая, что оружие в тех краях есть почти в каждой семье и дети с малых лет умеют с ним обращаться, уже подростки – настоящие бойцы.

- Я возвращался после рейса и в Суэце встретился с моряком – механиком. Он рассказывал, что жил в каюте, в которой были две дырки — входное и выходное отверстие от выстрела из гранатомета – граната пролетела насквозь. А всего по надстройке было сделано 12 выстрелов. Но капитан судно не остановил. Они маневрировали, включили водометы, охраны не было. В итоге все-таки чудом удалось уйти, - объясняет Прокудин. 

По словам Николая, пираты редко кого-то убивали специально. Моряки гибли от шальных пуль, от осколков снарядов. Но еще чаще они умирали в плену от болезней и голода.

- Однажды пираты казнили корейского моряка. Это было сделано в отместку за жестокость, с которой корейские военные освобождали другое судно от пиратов. В отместку могли ухудшить условия содержания – держать впроголодь в тесном помещении на жаре, - говорит Николай, -  Так было и с моряками-индусами. После того, как морпехи отбили захваченный танкер «Московский университет», нашим морякам тоже грозили, что с пленниками больше не станут церемониться. В тот раз экипаж сумел закрыться в машинном отделении и вызвать подмогу. Выручать пришел противолодочный корабль «Маршал Шапошников». От нашего спецназа урона, кажется, было больше, чем от пиратов. Молодые бойцы-срочники  кидали гранаты, стреляли – в общем, дорвались до реального дела. Но главное  всех спасли.

 

Исчезающий вид

В 2012-м активность пиратов пошла на спад. За последние четыре года им не удалось захватить ни одного судна, хотя провокации и попытки продолжаются. Это результат комплексной борьбы. Международная миссия продолжает конвоировать корабли. Отставные военные из ЮАР провели зачистку сомалийского побережья. Кого-то подавили силой, с другими удалось договориться. Не дремлет и судовая охрана. Несмотря на то, что реальных захватов давно не было, вооруженные специалисты продолжают сопровождать торговый флот. Вот и Николай Прокудин рассчитывает еще не раз сходить в Аденский залив.

- Я часто встречаюсь со школьниками, рассказываю им про мои книги, про войну, теперь и про пиратов. Недавно был в одной библиотеке. Смотрю, а там целая полка «Пираты», - удивляется Прокудин, - Библиотекарь говорит — детям это нравится, Джек Воробей, романтика. Какая романтика, это же бандиты. Из-за них гибнут мирные люди и мировая экономика потеряла миллиарды долларов. Половина этой суммы ушла на выкупы. И хорошо, что теперь их прижали. К счастью, в наши дни пираты – исчезающий вид.

Елена Михина  (ссылка на текст на сайте - http://spb.mk.ru/articles/2016/08/04/peterburgskiy-oficer-rasskazal-kak-udalos-pobedit-somaliyskikh-piratov.html)

МК-Цифры       За пять лет – с 2008 по 2012-й сомалийцы захватили около 160 судов, при этом погибли более ста человек.