Комментарии (0) Сообщение от admin /  17.08.2017

17 августа 2017 года в МБОУ СОШ № 44 г. Ставрополя в рамках краевой  августовской педагогической конференции под названием «Достижение современного качества образования как приоритет образовательной политики в Ставропольском крае» состоялась работа круглого стола «Обновление содержания предметной области «Русский язык и литература» на основе разрабатываемых концепций учебных предметов». В работе приняли участие  члены Ассоциации учителей литературы и русского языка Ставропольского края, руководители районных и городских методических объединений учителей русского языка и литературы, представители общественности.

Мне, как руководителю Ставропольской региональной общественной организации писателей "Общероссийское литературное сообщество", и в этом году посчастливилось выступать перед коллегами - преподавателями русского языка и литературы. А всего более 50 участников встретились за круглым столом и обсудили следующие проблемы:

- концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации как инструмент обновления содержания предметной области «Русский язык и литература»;

- концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации как фактор формирования российской идентичности школьников условиях многонационального и поликультурного государства;

- роль Ассоциации учителей литературы и русского языка Ставропольского края в развитии профессиональной компетентности педагогов;

- совершенствование модели проведения итогового сочинения в новом учебном году;

- преподавание русского языка и литературы с учетом результатов оценочных процедур по данным учебным предметам;

- итоги работы Слета учителей русского языка и литературы Северного Кавказа;

- приемы и методы по формированию учебной мотивации на уроках русского языка;

- формы и методы работы с родителями в процессе формирования духовных ценностей современных школьников;

- ресурсы учебного предмета «Литература»в формировании гражданской идентичности современных подростков.

В ходе состоявшейся дискуссии были обсуждены важнейшие вопросы состояния преподавания русского языка и литературы в школе: причины падения читательской культуры школьников; реализация Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации; роль русского языка как государственного языка Российской Федерации при формировании гражданской идентичности подрастающего поколения и другие. Открыла мероприятие А. М. Хосикуридзе (представитель министерства образования и молодёжной политики края), а вели круглый стол Е. В. Лагутина, директор гимназии № 25 Ставрополя, председатель краевой Ассоциации учителей литературы и русского языка, и О. Г. Ухтинская, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО. Руководители секции по итогам работы проходившего в конце апреля 2017 года Слета учителей русского языка и литературы Северного Кавказа вручили благодарственные письма.

В выступлениях участников круглого стола отмечалось, насколько возросла роль учителей-словесников в условиях многонационального и поликультурного государства, отметили особую роль русского языка как языка межкультурной коммуникации на Северном Кавказе. Одной из серьезных проблем филологического образования, которая является центральной в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, это формирование потребности ребенка в чтении как одной из главных задач обучения русскому языку и литературе. Литературу нужно изучать не только для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы.

Приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.

В итоговой резолюции преподаватели высказались за то, что поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны. Участники конференции отметили основополагающую роль русского языка и литературы в формировании российской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны в условиях многонационального и поликультурного государства и рекомендуют министерству образования и молодежной политики Ставропольского края:

- способствовать обновлению библиотечных фондов образовательных организаций Ставропольского края;

- способствоватьподготовке и изданию программы по изучению региональной литературы для образовательных организаций Ставропольского края.

Мне, как писателю, было отрадно это слышать из уст коллег - преподавателей. Ведь книга изначально должна нести в себе некое общечеловеческое позитивное начало. Вне этого понятия может быть только «коммерциализация» литературы, отождествление её с товаром в рамках рыночной экономики, что неизбежно приводит к кризису влияния литературы на общество. В таком случае писатель, даже подсознательно, вместо общечеловеческих духовно-нравственных ценностей подаёт своему читателю ложные представления, в рамках которых и происходит «расчеловечивание» читателя. И сегодня изучение русского языка и литературы играет основополагающую роль в процессе воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Вот некоторые мысли, которыми я поделилась с преподавателями - коллегами и единомышленниками, выступая по теме: «Региональная литература как средство формирования мировоззрения и образа жизни подрастающего поколения в условиях многонационального и поликультурного региона»

Русский писатель в восприятии современников и потомков, как правило, выходил за рамки своей творческой индивидуальности, его традиционно отличало глубоко личностное чувство ответственности перед Отечеством,  перед своим народом. Да и современные мастера слова не меньше болеют душой за судьбу нации, предпринимая попытки противостоять деструктивным процессам, нарастающим в обществе. Поэтому, сегодня как никогда важно уделять внимание на уроках русского языка и литературы ознакомлению с творчеством писателей, а при возможности – более глубокое изучение литературных произведений, непосредственное общение писателей с молодёжью. Ведь язык – это ключ к сознанию, это стержень, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное и образовательное пространство в условиях нашего традиционно многонационального и поликультурного государства. В век компьютерных технологий все мы являемся пользователями  интернета, но далеко не все из россиян - расзработчики программ. Так же и с русским языком.  Мы все хотим видеть Россию сильным и независимым государством. Мы обязаны знать русский язык как средство общения и художественную литературу как фундамент культуры, скрепляющий нацию. И всё же - этого не достаточно.

Само понятие «патриотизма» предполагает некую самоотдачу, самопожертвование на благо Родины. Но о каком самопожертвовании может идти речь, если в настоящее время общество «интенсивного труда» сменилось обществом «интенсивного потребления»? Тем не менее, русская классическая и современная региональная литература всегда стояла на позициях глубокого патриотизма. И  нашими великими классиками осмысливалось понятие общественного российского самосознания, российской идентичности, исторической созидательной роли русского народа. Сегодня, как никогда, необходима активизация, «пробуждение» подлинного интереса читающей молодёжи к классической русской литературе, которую всегда отличали осмысление историко-культурных традиций, поддержание общности и духовно-нравственного потенциала нации. Этническое самосознание должно включаться в более высокий уровень общенационального самосознания, и это обеспечивается формированием культурной и гражданской идентичности, что важно для нашего многонационального и многоконфессионального Северо-Кавказского региона. Значительный ресурс здесь открывают ценности и установки патриотизма. И в данном случае роль отечественной литературы неизмеримо велика. Кстати, традиции классической литературы с успехом продолжили современные писатели Ставрополья, создавшие художественные произведения в духе патриотизма и любви к малой родине, к своим истокам (И. Сургучев, Я. Абрамов, А. Губин,А. Солженицын, С. Михалков, Т. Шелухин,  В. Бутенко, И. Аксёнов, В. Звягинцев, В. Ходарев, В. Сляднева и многие другие). Изучение и популяризация творчества писателей Ставрополья должно стать неотъемлемой частью школьной образовательной программы в крае. При этом, обращаю ваше внимание на то, что мы по праву можем и обязаны считать своими земляками великих русских классиков, которые стали таковыми именно на нашей ставропольской земле, чья жизнь и творческая судьба неразрывно связана с нашим регионом – это М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и другие.

Мы живём в сложное время. После событий 90-х годов прошлого столетия выросло целое поколение россиян, за все эти годы не только переставшее читать книги, но и потерявшее интерес к отечественной истории и культуре. Сегодня, к сожалению, имеет место «патриотизм на словах», а на деле преобладают потребительские интересы. Сегодня издаётся и продаётся множество книг, а читать по сути нечего. При этом совершенно ясно, что литературный процесс не остановился. Но, как же разобраться пишущей и читающей молодёжи в «книговороте», захлестнувшем книжные прилавки?

Казалось бы, необходимости изучения русского языка и литературы сегодня уделяется достаточно много внимания – в средствах массовой информации, в выступлениях чиновников всех рангов и общественных деятелей. И всё же, ответственность по формированию читательского вкуса наряду с писателями ложится в первую очередь на преподавателя русского языка и литературы, а также на библиотечных работников. На круглый я захватила с собой несколько изданных нами книг-сборников, к которым преподаватели русского и литературы проявили большой интерес.

DSC 0068 DSC 0064 DSC 0067

IMG 4755

DSC 0066

С одной стороны, мне как писателю хотелось бы, чтобы современная литература пополнялась новыми шедеврами. Но не за счёт скороспелых, далёких от народных корней, написанных «на потоке» и неосмысленных мимолётных зарисовок, а то и вовсе бестолковых и беспомощных многотомных «сценариев для мыльных опер» с детективным или амурным сюжетом. Есть сегодня и сторонники такой «литературы», объявляющие моду на словесные эксперименты, ратующие за «красоту языка» без соответствующего содержания, уверенные и нас уверяющие, что великую русскую культуру можно сложить, как пазл, из набора различных субкультур, не опираясь на вековые духовно-нравственные культурные (в том числе – литературные) традиции. Есть и сторонники изучения литературных произведений в форме комиксов, а глубокое знание литературных произведений советуют вынести за рамки обязательной программы – для факультативов.

При этом, в Основных положениях Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации говорится, чтолитература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.

Нация существует только тогда, когда она обладает живым литературным языком, когда осмысливается писателями на страницах книг и передаётся потомкам объективный, не ангажированный взгляд на современную эпоху, а переоценка ценностей происходит взвешенно и закономерно, вытекая из опыта предыдущих поколений.

Екатерина Полумискова

версия для печати

0 Комментарии