ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ - ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ

        24 октября 2018 года в гимназии № 24 города Ставрополя состоялся круглый стол по теме: «О деятельности следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю и профильных кадетских классов Следственного комитета Российской Федерации МАОУ гимназии № 24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г.
Комментарии (0) Сообщение от admin /  26.10.2018

        24 октября 2018 года в гимназии № 24 города Ставрополя состоялся круглый стол по теме: «О деятельности следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю и профильных кадетских классов Следственного комитета Российской Федерации МАОУ гимназии № 24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова по формированию и развитию гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины». Участников круглого стола приветствовала Будяк А. В., директор гимназии, сопредседатель регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Ставропольском крае.

KS 1

         Традиция обсуждать важные проблемы за круглым столом возникла даже не во времена легендарного короля Артура, а гораздо раньше, ещё на заре человечества. Собравшись вокруг костра или родового очага, совет мудрейших, сильнейших и храбрейших в долгих спорах приходил к решению - быть чему-либо иль не быть! Можно, конечно, пожать плечами - дескать, нынче дискуссиями никого не удивишь. Так ведь это смотря по какому поводу собираться. Отрадно, что разговор наш возник очень своевременно. 24 октября 2018 года в одном из лучших учебных заведений страны, гимназии № 24 Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова, прошёл представительный круглый стол, посвященный формированию и развитию гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины. Руководители следкома, ответственные за учебно-воспитательную работу с молодёжью на примере профильных кадетских классов, рассказали о том, что для этого делается сегодня совместно с педагогами, историками, музейными работниками, общественными организациями (молодёжными, просветительскими, ветеранскими, военно-патриотическими и, наконец, с творческими писательскими). И нам было о чём поведать друг другу. Делается действительно очень много - тысячи массовых мероприятий, турпоходов, экскурсий, занятий, встреч, творческих конкурсов и личных рейтингов, и всё же... Кто-то из присутствующих вдруг процитировал вариант расхожей фразы Салтыкова-Щедрина: «Заговорили о патриотизме, значит…». Подействовало отрезвляюще.

           Тема из ряда вон серьёзная. Энциклопедическое понятие патриотизма не такое уж и сложное. Напомню - это нравственно-политический принцип и социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё, вплоть до того, чтобы отдать свою жизнь и быть способным защищать Отечество с оружием в руках. А ещё - это способность гордиться достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) со своим народом. Кого ни спроси без подготовки,  дальше туманного чувства "любви к Отечеству" не идёт и совершенно не запоминается вторая, наиболее содержательная часть этого понятия - пожертвовать своими интересами и так далее... Теперь в моде потребительский принцип, или на крайний случай - обмен. Вот только как и чем обмениваться? Нравственная составляющая тает на глазах, а меркантильная - перевешивает. И с этого момента хочется изложить поподробнее, тем более, дискуссия развернулась нешуточная, а за круглым столом собрались настоящие единомышленники.

KS 3 KS 5 KS 12
Пикалова О. Н., нач.отдела воспитательной работы и допобразования минобра Ставропольского края; Чернов М. С., замдиректора музейно – выставочного комплекса «Моя Страна. Моя история»; Каменева Г. Н., исполнительный директор регионального отделения Российского военно-исторического общества в Ставропольском крае, завотделом истории краеведческого музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве; кадеты и другие участники круглого стола
Салыгина В.В., ветеран органов следствия, член Ставропольской региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия»; Салихова Л. А., старший помощник руководителя управления (по учебно-методической работе) Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю, подполковник юстиции. 
Полумискова Е.П., член Союза писателей России, директор СРО ОООП "Литературное сообщество писателей России", член общественного совета при следственном комитете Ставропольского края

          Мне как писателю  наиболее близка традиция сохранения и развития русского языка и художественной литературы, глубокое знание нашей истории, непрерывное воспитание чувства патриотизма, которое начинается чуть ли не в утробе матери и продолжается всю нашу жизнь. Глубоко убеждена, что воспитать патриота можно и нужно, а вот гражданина - сформировать. Это несколько разные понятия. Когда заходит речь о "технологии", или схемах такого воспитания и формирования, то совершенству нет предела. Но, мы не только лишь услуги образовательные оказываем, а "пробиваем" души человеческие на предмет "добра и зла", любви к Родине, причём как правило на личных примерах.

Однако, чтобы не отклониться от исходной задачи, достаточно спросить себя - насколько ты готов быть патриотом? Ведь нельзя им быть в течение рабочего времени, или по трудовой книжке, или по совместительству, а в свободное от работы время  - не быть. Патриот - это убеждение, им бывают  либо 24 часа в сутки, либо не бывают вообще. То же самое, когда заходит речь о "проплаченном патриотизме". Разве есть верхняя граница предела той цены, когда человек  согласен на определённую жертву, тем более, когда речь идёт о жизни? Или когда речь идёт о том, чтобы сброситься и поставить памятник на территории ведомства, чтобы увековечить имена героев и ветеранов.

KS 7 KS 6 KS 4
Михаил Чернов и Галина Каменева - в момент дискуссии
Сухачев О. А., руководитель "Юнармии" в Ставропольском крае; Заздравная Ж. А., директор краевого отделения российского общества "Знание"
Кадеты профильных классов: Малахова Алина (11 класс) делится впечатлениями о пребывании в "Артеке"; Мишенькин Михаил (10 класс), Левченко Никита (10 класс), Деев Игорь (9 класс)

          Зачем мы сегодня говорим об этом? Кстати, говорили мы с писателями и филологами на эту тему очень часто - и на международных форумах, и в студенческих или писательских аудиториях.  Почему современная молодёжь с удовольствием включается в квесты, но не может перевести для старшего поколения на русский, что это такое? И вообще, образование должно быть добротным, разносторонним и глубоким. Почему бы не знать несколько языков, как наши предки? Я вот занимаюсь литературными переводами с английского. Но чем больше погружаюсь в него, тем мне больше нравится родной русский. Не знать свой язык не только стыдно, но иногда опасно. Раз уж вспомнили об истории, то вот пример времён войны 1812 года. Когда армия наша отступала, крестьяне с вилами и топорами вышли на защиту Отечества. Им не платили за это. Но они в пылу сражений расправлялись по ошибке и с русскими дворянами, которые говорили на французском и не знали русского. Их просто перепутали с неприятелем.

              А "Юнармия" - это не только всероссийское патриотическое молодёжное движение. Это название замечательной повести для детей и юношества ставропольчанина из Минвод Григория Мирошниченко, о которой очень тепло отозвался Ромен Ролан ещё в 1936 году. Кто об этом знает? Я всегда на встречах с кадетами этот вопрос задаю. Кто знает, что потом эта повесть послужила идеей, своеобразным толчком для создания легендарного фильма "Неуловимые мстители", действия в котором перенесли в херсонские степи и вообще расширили и продолжили сюжет. Но историческая, жизненная правда  была описана именно в произведении нашего земляка.

UA

                Вот так писатель через живое слово, через русский язык, книги и непосредственное общение на встречах пробуждает интерес к культуре, истории народа (без прошлого нет настоящего), а это в свою очередь формирует убеждения и наш внутренний стержень. Кстати, не понятно, почему эта повесть не вошла в обязательную программу для изучения на уроках литературы в качестве регионального компонента. Да и часы в школах по изучению литературы и истории настолько сократили, что остаётся удивляться, откуда учащиеся вообще могут почерпнуть сколь-нибудь достоверные и глубокие знания по этим ключевым гуманитарным дисциплинам.

            Сегодня можно участвовать в сотне хороших дел (кстати, теория "малых дел" тоже принадлежит нашему земляку, писателю и журналисту XIX  века Якову Абрамову), высаживать деревья, ходить на парад в рядах "бессмертного полка" и т.д. Но если не пропустить через сердце и душу эту осознанную любовь к Родине, то патриотизм так и останется просто словом. Нас миллионы, и у каждого этот патриотизм окажется свой и не сольётся в единую, мощную движущую силу, не перерастёт в национальную идею.

                А ведь идея замечательная!

версия для печати

0 Комментарии