О ФОРУМЕ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ - из первых уст

Отшумела, отцвела "Белая акация" на Ставрополье, но остались яркие впечатления, послевкусие от творческих встреч и новых совместных проектов.
Комментарии (0) Сообщение от admin /  10.07.2021

Отшумела, отцвела "Белая акация" на Ставрополье, но остались яркие впечатления, послевкусие от творческих встреч и новых совместных проектов. Своими мыслями делятся гости и участники международного форума творческих союзов, проходившего с 20 по 25 июня 2021 года.

Виктор Кустов - главный редактор журнала "Южная звезда", член Союза писателей России (Ставрополь)

Пора осмыслить, что значит для края форум «Белая акация».

Прошло семь лет от начала воплощения идеи. Вышли пять томов  творений писателей края, страны и зарубежья, проиллюстрированных работами художников, начиная с появления уже именной «Белой акации» в 2016 году. Перерыв в проведении форума и в издании сборника был в прошлом, ковидном, году. Пройден путь даже по нынешним динамичным временам весьма заметный.

Начиналось всё со сближения писателей и художников, осмысливающих перемены и осознавших свою миссию: сохранять, пока хотя бы сохранять без приумножения, культурный и духовный код народа, страны. С понимания необходимости концентрации творческих сил. Первый форум был камерным, собравшим всех в зале краевой филармонии. Он тогда не имел имени. Просто форум творческих союзов. Но он был замечен властью и, неожиданно для его инициаторов, получил поддержку на краевом уровне. И обрёл название - «БЕЛАЯ АКАЦИЯ».

И стал расти как в сказке: к писателям и художникам добавились журналисты, дизайнеры, кинематографисты, фотохудожники, артисты не только края, но и из других городов и стран...  И уже потребовались новые площадки: Ставропольский городской дом культуры, Крепостная горка, Владимирская площадь... От сотен до тысяч зрителей, читателей, почитателей и тех, кто только собирается творить...

Сегодня можно констатировать: без этого форума уже невозможно представить культурный код Ставрополья.

Таким образом, за эти годы реализовано то, что было утрачено и заполнено продажными конкурсами красоты, безобразными пивными фестивалями, площадной нецензурщиной, модой на безграмотность. То, что насаждалось теми, кто прилагал усилия и вкладывал немалые деньги, чтобы слепить бездумного потребителя. Умный, грамотный гражданин своей страны им не нужен. Такого не обманешь, не сделаешь рабом. Таким нельзя манипулировать. Такой опасен для тех, кто  определил себя властителем мира, общества, страны. Кто молится капиталу.

В 2013 году в статье «Геометрия гармонии» я писал, что для гармоничного развития общества необходимо сочетание творцов и потребителей в пропорции золотого сечения.  В СССР  система воспитания была заточена на формирование творцов. Но при высоком уровне творческой энергии решать рутинные задачи творцам становится неинтересно. А это сказывается на экономике. Она  ведь приземлена, в отличие от науки. Энергия творцов не направлена на решение насущных задач.  Так в СССР было сделано немало открытий, но это не способствовало устранению дефицита потребительских товаров. А этот дефицит  в свою очередь стимулировал рост потребительского мировоззрения.  Статус творцов, «высоколобых очкариков» в этой ситуации принижается и они уезжают туда, где востребованы, что мы и пережили в девяностые годы. И в обществе возникает дефицит идей, открытий. А это несёт в себе уже  опасность деградации общества, остановки развития и распада государства или поглощение его более креативным, не растерявшим творцов.

Сегодня мы ощущаем именно этот дефицит творцов. И не только в экономике, в производстве, но прежде в культуре, ибо без образованности и увлечённости идеей творить не получается.  Мы осознаём это, отсюда такое внимание к молодёжи,  появление «Сириуса» как территории выращивания творцов.  Но этого мало, каждый ребёнок по своему талантлив, но не каждый попадёт в «Сириус». И если с этой точки зрения  взглянуть на «Белую акацию», то становится очевидно, что этот форум способствует формированию творческого потенциала края, стимулированию образовательного и культурного ценза, возвращению к общечеловеческому коду развития.

На последнем форуме, в день его открытия на Владимирской площади в Ставрополе, было много молодёжи и детей. Они читали стихи, рисовали, учились актёрскому мастерству - словом, кистью, фотокамерой, воплощали собственные фантазии. Они учились у взрослых мастеров, которые охотно делились своим умением. Именно они, носители кульутрного кода будущего, были главными потребителями уже, слава Богу, не конкурсов красоты и пива, а творческих встреч, мастер-классов, вернисажей, спектаклей и это очень важный аспект  форума, фактически переросшего в фестиваль искусств.

В истории остаётся именно культура: египетская, византийская, западно-европейская... Не цивилизация, она всего лишь производная культуры.  Именно культура является хребтом человеческого развития.  Это непреложный закон, который можно притормозить, но нельзя повернуть вспять...

Александр Покровский - писатель-маринист, киносценарист, книгоиздатель (Санкт-Петербург)

Что такое «Белая Акация»? Это охота за словом, слух людей настроен на новое слово – ловит он его, питается им. Люди ждут встреч с писателями ради слова, и писатели ждут встреч с читателями ради него же – вот для этого и нужна «Белая акация» - слово, как оружие, слово, как лекарство – вооружает и лечит.

Ставрополье на изломе стоит – на изломе судеб людей, страны, и всегда стояло – история даже не вековая – тысячелетняя. Тут люди разных племен учились жить рядом в мире. Трудная была учеба, долгая, тяжелая, кровавая, но предки научились и сделали выбор. Тут уважают решение предков.

Кто они – люди выбравшие мир? Их враг называл скифами, сарматами, гуннами, русскими. Для врага все они были на одно лицо – непокорный, своенравный народ. Для врага они едины. И на празднике «Белая Акация» это чувствуется – люди едины, и это дорогого стоит.   

Виктор Пеленягрэ - известный поэт-песенник, член Союза российских писателей (Москва)

Русский форпост на Кавказе.
Ставрополь оказался и впрямь равноудалённым от Северного полюса и от Экватора. А ещё здесь правит расчудесный литературный фестиваль «Белая акация». А еще здесь любят и умеют встретить гостей. Врата Кавказа так распахнулись, что мы совершенно потеряли от счастья голову.
Да здравствует южное солнце! Да пребудет с нами поэзия!

Владимир Илляшевич - председатель Эстонского отделения Союза писателей России (Таллин)

Все великие писатели свои произведения написали в русской провинции, и русская литература - это глубоко народное явление. Я очень рад сегодня всех вас видеть и участвовать в Ставропольском мероприятии, потому что здесь проявляется очень важное качество: русский народ остается глубоко литературным.  Когда ты в этом ещё раз убеждаешься, то  это придаёт силы, настроение, создает ощущение причастности к  чему-то великому. Ставропольский форум - это уникальное явление, благодаря самой писательской организации, её многочисленности, что ещё раз показывает: литература в России, в её глубинке - это народное занятие. И представленность разная - из всех регионов. То, что делает Ставрополье, её писательская организация, Екатерина - это выражается словом "единство" - единство духа, единство мысли, единство судьбы. Это особенно важно сейчас популяризировать. Иначе, чем через литературу, это сделать просто невозможно.

Екатерина Полумискова - директор Ставропольского регионального отделения "Литературного сообщества писателей России", член Союза писателей России (Ставрополь)

После каждого форума испытываешь чувство окрыленности, словно открывается второе дыхание, новая ступень, новые горизонты, даже если используется новый формат общения. В этом году многое было впервые - литературные телемосты и возможность общения с друзьями-писателями из зарубежья, преодолевая барьеры пространства-времени. Это выход к широкому читателю и зрителю на литературной ярмарке, к открытому микрофону для дискуссии, это литературная вахта памяти у вечного огня и мемориалов с продолжением тематических и персональных встреч в именных библиотеках города, общение с ветеранами и молодежью, презентация совместных издательских проектов, являющихся продолжением и расширением замысла по составлению сборника "Белая акация". По словам участников форума - это разноголосие, которое обогащает нашу культуру. А литература в России - это народное занятие. И это роднит наши мероприятия с народным пленэром, когда участвуют не только профессионалы, мастера пера или кисти, а включается в действо широкая публика. Общение переходит в приобщение к высокому искусству. А это дорогого стоит. Такую атмосферу нельзя имитировать, то есть создать искусственно. Это идет от души, от истоков.

По поводу литературы как поистине народного занятия. А почему нет? Что это означает на самом деле? Мы же не удивляемся теперь, когда живописные полотна создаются несколькими участниками на глазах у зрителей. Со словом всегда сложнее, эксперименты не всегда удачные, как бы чего не вышло - графомании, например. Но радует то, что интерес к художественному слову побуждает людей к творчеству. Язык не воспринимается только на пользовательском уровне (по аналогии с пользователем гаджета), а побуждает к созиданию, творчеству (на уровне программирования). В этом случае язык остается живым до тех пор, пока на нём создают художественную литературу, поэзию. Иначе - гибель языка и культуры в целом. Язык - это в переводе с древнеславянского - племя, народ. Многие просто не задумываются, почему наш язык великий и могучий. И он останется таковым, пока на нём слагаются стихи и песни, создаются сюжеты, произносятся слова и строки.

Каждый читает и воспринимает текст со своей уникальной скоростью, чтобы успеть не только  переварить информацию, но и пережить вызванную этим текстом эмоцию. Как-то на этом же форуме несколько лет назад, при просмотре фильма Сергея Жигунова "Обет молчания" я обратила внимание, что фильм сокращен по времени, фрагменты вырезаны, время просмотра сжато. И что? Слишком быстро происходят чередования элементов драматических и комических, они накладываются один на другой. И ты только собираешься пустить слезу, как надо уже смеяться над удачной шуткой актера. И невпопад иногда выходит. В книге не бывает таких накладок - скорость чтения и восприятия ты регулируешь самостоятельно, независимо от задачи режиссера вписаться в полный метр заданного диапазона времени. Вот в чем выигрывает книга у фильма. Пусть фильм зрелищнее, доступнее более широкой аудитории одномоментно. Зато книга не искажает человеческое восприятие иформации.

Литература - это ключ к сознанию, способностью не только мыслить, но испытывать эмоции от прочитанного. Вот поэтому литературные произведения нельзя печь, как блины на масленицу. Сюжет и само произведение должно созреть, обрести форму. Кстати, о форме и содержании. Когда-то написала под впечатлением от прочитанного - "поэт так хорошо играл на Лире, что смысл стихов значенья не имел". Музыка слов иногда так завораживает, что это не мешает получать удовольствие от мелодичного звона... пустоты. Да, именно пустота может создать нужный резонанс. Но потом ведь ничего не останется. Всего в меру должно быть - и смысла, и содержания. А ещё надо помнить разницу между мастерством и ремесленничеством. У словесников тоже бывают мастера, и на оттачивание мастерства уходят годы и десятилетия. Для простого рифмования достаточно иметь хороший слух.  А вот для того, чтобы наполнить книжный рынок, достаточно штамповок, на все случаи. И кто томится духовной жаждой, не всегда предпочитает отыскать ту самую единственную и неповторимую Чашу, а довольствуется чашками (помните, как в рекламе - не дай себе засохнуть). Вот так "глотнешь информации", откуда ни попадя, и бежишь дальше. Чашки бьются, их без особого разбора заменяешь новыми. Шедевры же остаются на века. Так и классическая литература. Не надо бояться зачитываться классикой, это никого не испортит. А вот пробираться в классики со словарным запасом в 30 слов, и то из набора расхожего слэнга, не солидно. Причем не важно, сколько такому литератору лет - 15 или далеко за полвека. Желание писать должно совпадать с возможностями! Сейчас очень модно оставлять записки в стиле нон-фикшен (без вранья - дословно). Таких мемуаров может ходить по свету несколько миллионов. Но у каждого своя точка отсчета. Это если есть у автора непреодолимое желание высказаться. Если же есть желание поэкспериментировать со словом, с жанром, то придётся выдержать сравнение со всеми предыдущими яркими словесниками (тот же Гоголь, Маяковский, Хлебников, Булгаков, Успенский). С фантастикой так вообще неразбериха полная у молодежи. Они не очень себе представляют, что писатель фантаст просто обязан опережать свою эпоху как в знаниях, так и в способе подачи материала. Любую фантазию за фантастику не выдашь, как ни пытайся.

И несколько слов о переводах. Это отдельная тема, и от того, что нынче перестали глубоко изучать другие языки (иногда и родной язык толком не знают), образование крупно проиграло. Язык свой надо постоянно сравнивать, обогащаться от соприкосновения с другой культурой. Иначе не понять тех словесных, смысловых и образных достоинств, которые таит в себе общечеловеческий разум и сознание.  

В завершение встреч 25 июня 2021 года на форуме творческих союзов с гостями и участниками пообщалась министр культуры края Татьяна Лихачева. Своими впечатлениями и нашими общими творческими достижениями, проектами и планами на будущее поделились директор Дома писателей СПб, поэт, эссеист и журналист Евгений Лукин (Санкт - Петербург) и первый секретарь Правления российских писателей прозаик, сценарист Светлана Василенко (Москва).  

https://youtu.be/RkysB7Jc9ds

Газета "Вечерний Ставрополь" также откликнулась на столь масштабное культурное мероприятие
версия для печати

0 Комментарии